На вопрос, чем ушу, в широком смысле этого термина, не является (вернее является при вашем большом желании), мы
поговорили. Теперь попробуем порассуждать, чем в своей историчности оно таки являлось и что это может нам дать сегодня.
Признаюсь честно, я не очень люблю термин «
ушу». Перевод звучит, безусловно, авторитетно — «воинское искусство». И если с «воинским» (в теории) понятно почти всем, то вот с этим искусством выходит какая-то неловкость. Как будто ушу на что-то претендует. На какую-то высокую истину и необъятную глубину. В отличие от других видов деятельности человека, когда цель стать лучше, посредством нанесения физического урона себе подобному.
Казалось бы — ну ерунда ведь, чего цепляться. И действительно, вроде бы не чего. Ну название и название. Тем более китайское. Бывает и позаковыристей. Но разобранный миф о том что ушу — это гимнастика, не единственный, с чем приходится жить с болью в сердце. И вот это «искусство» тянет за собой ещё парочку (весьма популярных среди добрых людей) мифов, претендующих на то, чтобы доказать, что ушу представляет собой особую духовную, нравственную и философски наполненную систему.
Широкими мазками разберём их.
Миф 1. Боевыми искусствами занимались монахи в монастырях. В основном.Откуда растут ноги этого мифа — понятно. Китайский кинематограф. На нём выросло и моё поколение, чьё знакомство с ушу состоялось именно благодаря фильмам о знаменитом монастыре Шаолинь. Кстати, это случилось не только у нас в стране. Даже в Китае, в 1979 году произошел настоящий бум ушу, после выхода фильма о том же монастыре.
Но это — исключительно плод фантазии авторов.
В реальности даже в знаменитом монастыре в горах Суншань (это о том же монастыре Шаолинь, если что) боевыми искусствами занимались далеко не все. Горы эти — довольно глухое место, где жило много бандитов, и на монастырь Шаолинь не раз нападали. Вот и приходилось монастырю содержать охрану, «монашеские войска». Именно «монахи-воины» из «монашеских войск» в основном и практиковали боевые искусства. Причем надо отметить, что очень часто «монахами-воинами» становились люди, которые и в мирской жизни до монашества занимались боевыми искусствами (например, участники разгромленных антиправительственных организаций, скрывавшиеся от властей). Или попросту нанимались монастырём для охраны.
Большая же часть монахов занималась своими прямыми монашескими делами — молилась, читала сутры, совершала ритуалы.
Подавляющая же масса практикующих ушу находилась вне стен монастырей. И по роду своей деятельности и жизни об особой духовности и нравственности там говорить не приходилось.
Миф 2. Боевыми искусствами занимались высоконравственные мудрецы.А вот этот миф в плотную подводит нас к главному вопросу: кто же занимался боевыми искусствами в Китае?
Ответ прост — те, чья повседневная жизнь была связана с высокой вероятностью вступления в бой.
В первую очередь — военные. Они часто являлись носителями семейных школ и которых готовили к военной карьере с детских лет.
Во вторую, весьма интересная часть населения — частные охранные службы: профессиональные охранники караванов, телохранители, сюда же, пожалуй отнесу и «деревенскую милицию» —являясь по своей сути местными отрядами самообороны, «армиями» крупных землевладельцев или клановых объединений, эти общества стали крайне важными центрами развития ушу.
С другой стороны, активный спрос на специалистов в боевых искусствах, очевидно испытывали и бандиты. Коих было множество. Некоторые школы ушу даже ведут свою генеалогию от этих бравых парней с низкой социальной ответственностью. А бандитов в Поднебесной было как гор.
В одну из моих поездок в Китай на съёмки большого документального цикла о стиле «
Кулак белого журавля», в одной из деревень, показывая на соседние горы мне говорили: вот там была банда, вот там, и вот там. И было это совсем недавно (банды, то есть). Наличие мастера ушу с именем и знаниями в деревне была насущной необходимостью.
А если присоединить сюда тайные антиманьчжурские союзы и религиозные общества (в научных кругах именуемые как эзотерические секты) и прочие, не менее маргинальные общества — получится весьма пестрая картина.
Трудно поверить, что все эти люди: «гориллы»-телохранители, бандиты с большой дороги или профессиональные рубаки из пограничных войск являлись высокоморальными мудрецами.
Таким образом, ушу, занимались, чтобы сохранить свою жизнь и заработать на неё. С помощью того же ушу.
Эффективность и никаких соплей.
Такой подход и стили, существовавшие (и существующие) для достижения этих целей называют «традиционным ушу». Или «народным». Но, термин «традиционное» больше прижился в массах. Поэтому принято деление на «спортивное ушу» и «традиционное ушу». Про «спортивное ушу» мы уже
говорили.
Для полной объективности отмечу, что в Китае ещё существовало улично-цирковое и театральное ушу. Показательное. В этих системах постепенно происходило смещение от прикладного единоборства в сторону красивых, эффектно выглядящих для неискушенного зрителя движений и характерных поз, увеличивалась доля акробатики и прочих сложных элементов. Так же изменялся подход в обучении: усиливался акцент на демонстрационный аспект (изучение форм), а не прикладной (парная работа и специфические наработки для укрепления тела).
Кстати, именно наличие сложной акробатики, эффектных движений и вычурных поз позволяет до сих пор отличить «
показательное» ушу от «
прикладного».
XX век эпоха реформаций.Начинается работа по большей открытости в традиционно закрытых стилях традиционного ушу, происходит систематизация и стандартизация стилей. И главное, боевые искусства Китая стали системой физвоспитания. После установления КНР и окончательного определения ушу как государственного вида спорта, все прежние элементы жестокости и насилия, сопровождавшие процесс обучения и практического применения, окончательно оказались не востребованы исторической необходимостью.
Finita la comedia!Казалось бы. Но нет.
Ушу, как боевое искусство продолжило жить. Не в государственных институтах и брошюрах, а в традиционных стилях, которые не все согласились с политикой партии.
Но, это история. А что же в реальности?
Боевое искусство — это звучит грозно. Даже, я бы сказал — опасно. Прям чувствуешь, как в душе крепнет гордость за себя любимого, что я вот занимаюсь не каким-то там, а именно боевым ушу.
Но, это лукавство. Причём опасное лукавство.
Во многих современных школах ушу, от боевого, простите, только название. И это очень логично.
Когда вы дрались или вам приходилось защищать себя в последний раз? Для современного человека правильный ответ: в школе, в 3-ем классе, с друганом Вовкой подрались за карандаш (ну как подрались, потолкались у парты) на перемене (Поверьте, многие тренера в этом ушли не далеко от вас).
И когда у вас зародилась странная мысль заняться чем-нибудь этаким и ваш выбор пал на ушу, вы, скорее всего, в последнюю очередь думали, что вам ночью на
Автозаводе придётся отбиваться от банды гопников в количестве 18 шт.
Что собственно не значит, что ушу должно терять свою суть. Даже если вы вообще не живёте на Автозаводе и ваш шанс встретиться с бандой гопников в 34 человека — минимальна.
Как минимум — техника ушу должна соответствовать критериям той техники, которой она является. Удар должен быть ударом — по своим скоростным и силовым качествам. Защита должна вас защищать. Захват должен быть таким, что если вы его не ослабите, негодяй, от неспособности вырваться, должен зачахнуть без возможности посмотреть свой любимый корейский сериал.
И дело тут не в пресловутых гопниках, а в том насколько сильнее и здоровее вы станете физически и спокойнее психологически.
Традиционное видео. Мастер Чжан Фэйпэн об «ушу». Равно «боевое искусство».