ушу это единоборство?
На вопрос, чем ушу, в широком смысле этого термина, не является (вернее является при вашем большом желании), мы поговорили. Теперь попробуем порассуждать, чем в своей историчности оно таки являлось и что это может нам дать сегодня.

Признаюсь честно, я не очень люблю термин «ушу». Перевод звучит, безусловно, авторитетно — «воинское искусство». И если с «воинским» (в теории) понятно почти всем, то вот с этим искусством выходит какая-то неловкость. Как будто ушу на что-то претендует. На какую-то высокую истину и необъятную глубину. В отличие от других видов деятельности человека, когда цель стать лучше, посредством нанесения физического урона себе подобному.
Казалось бы — ну ерунда ведь, чего цепляться. И действительно, вроде бы не чего. Ну название и название. Тем более китайское. Бывает и позаковыристей. Но разобранный миф о том что ушу — это гимнастика, не единственный, с чем приходится жить с болью в сердце. И вот это «искусство» тянет за собой ещё парочку (весьма популярных среди добрых людей) мифов, претендующих на то, чтобы доказать, что ушу представляет собой особую духовную, нравственную и философски наполненную систему.
Широкими мазками разберём их.

Миф 1. Боевыми искусствами занимались монахи в монастырях. В основном.

Откуда растут ноги этого мифа — понятно. Китайский кинематограф. На нём выросло и моё поколение, чьё знакомство с ушу состоялось именно благодаря фильмам о знаменитом монастыре Шаолинь. Кстати, это случилось не только у нас в стране. Даже в Китае, в 1979 году произошел настоящий бум ушу, после выхода фильма о том же монастыре.
Но это — исключительно плод фантазии авторов.
В реальности даже в знаменитом монастыре в горах Суншань (это о том же монастыре Шаолинь, если что) боевыми искусствами занимались далеко не все. Горы эти — довольно глухое место, где жило много бандитов, и на монастырь Шаолинь не раз нападали. Вот и приходилось монастырю содержать охрану, «монашеские войска». Именно «монахи-воины» из «монашеских войск» в основном и практиковали боевые искусства. Причем надо отметить, что очень часто «монахами-воинами» становились люди, которые и в мирской жизни до монашества занимались боевыми искусствами (например, участники разгромленных антиправительственных организаций, скрывавшиеся от властей). Или попросту нанимались монастырём для охраны.
Большая же часть монахов занималась своими прямыми монашескими делами — молилась, читала сутры, совершала ритуалы.

Подавляющая же масса практикующих ушу находилась вне стен монастырей. И по роду своей деятельности и жизни об особой духовности и нравственности там говорить не приходилось.

Миф 2. Боевыми искусствами занимались высоконравственные мудрецы.

А вот этот миф в плотную подводит нас к главному вопросу: кто же занимался боевыми искусствами в Китае?
Ответ прост — те, чья повседневная жизнь была связана с высокой вероятностью вступления в бой.

В первую очередь — военные. Они часто являлись носителями семейных школ и которых готовили к военной карьере с детских лет.
Во вторую, весьма интересная часть населения — частные охранные службы: профессиональные охранники караванов, телохранители, сюда же, пожалуй отнесу и «деревенскую милицию» —являясь по своей сути местными отрядами самообороны, «армиями» крупных землевладельцев или клановых объединений, эти общества стали крайне важными центрами развития ушу.
С другой стороны, активный спрос на специалистов в боевых искусствах, очевидно испытывали и бандиты. Коих было множество. Некоторые школы ушу даже ведут свою генеалогию от этих бравых парней с низкой социальной ответственностью. А бандитов в Поднебесной было как гор.
В одну из моих поездок в Китай на съёмки большого документального цикла о стиле «Кулак белого журавля», в одной из деревень, показывая на соседние горы мне говорили: вот там была банда, вот там, и вот там. И было это совсем недавно (банды, то есть). Наличие мастера ушу с именем и знаниями в деревне была насущной необходимостью.
А если присоединить сюда тайные антиманьчжурские союзы и религиозные общества (в научных кругах именуемые как эзотерические секты) и прочие, не менее маргинальные общества — получится весьма пестрая картина.
Трудно поверить, что все эти люди: «гориллы»-телохранители, бандиты с большой дороги или профессиональные рубаки из пограничных войск являлись высокоморальными мудрецами.

Таким образом, ушу, занимались, чтобы сохранить свою жизнь и заработать на неё. С помощью того же ушу.
Эффективность и никаких соплей.
Такой подход и стили, существовавшие (и существующие) для достижения этих целей называют «традиционным ушу». Или «народным». Но, термин «традиционное» больше прижился в массах. Поэтому принято деление на «спортивное ушу» и «традиционное ушу». Про «спортивное ушу» мы уже говорили.

Для полной объективности отмечу, что в Китае ещё существовало улично-цирковое и театральное ушу. Показательное. В этих системах постепенно происходило смещение от прикладного единоборства в сторону красивых, эффектно выглядящих для неискушенного зрителя движений и характерных поз, увеличивалась доля акробатики и прочих сложных элементов. Так же изменялся подход в обучении: усиливался акцент на демонстрационный аспект (изучение форм), а не прикладной (парная работа и специфические наработки для укрепления тела).
Кстати, именно наличие сложной акробатики, эффектных движений и вычурных поз позволяет до сих пор отличить «показательное» ушу от «прикладного».

XX век эпоха реформаций.
Начинается работа по большей открытости в традиционно закрытых стилях традиционного ушу, происходит систематизация и стандартизация стилей. И главное, боевые искусства Китая стали системой физвоспитания. После установления КНР и окончательного определения ушу как государственного вида спорта, все прежние элементы жестокости и насилия, сопровождавшие процесс обучения и практического применения, окончательно оказались не востребованы исторической необходимостью.
Finita la comedia!

Казалось бы. Но нет.
Ушу, как боевое искусство продолжило жить. Не в государственных институтах и брошюрах, а в традиционных стилях, которые не все согласились с политикой партии.

Но, это история. А что же в реальности?
Боевое искусство — это звучит грозно. Даже, я бы сказал — опасно. Прям чувствуешь, как в душе крепнет гордость за себя любимого, что я вот занимаюсь не каким-то там, а именно боевым ушу.
Но, это лукавство. Причём опасное лукавство.
Во многих современных школах ушу, от боевого, простите, только название. И это очень логично.
Когда вы дрались или вам приходилось защищать себя в последний раз? Для современного человека правильный ответ: в школе, в 3-ем классе, с друганом Вовкой подрались за карандаш (ну как подрались, потолкались у парты) на перемене (Поверьте, многие тренера в этом ушли не далеко от вас).
И когда у вас зародилась странная мысль заняться чем-нибудь этаким и ваш выбор пал на ушу, вы, скорее всего, в последнюю очередь думали, что вам ночью на Автозаводе придётся отбиваться от банды гопников в количестве 18 шт.
Что собственно не значит, что ушу должно терять свою суть. Даже если вы вообще не живёте на Автозаводе и ваш шанс встретиться с бандой гопников в 34 человека — минимальна.

Как минимум — техника ушу должна соответствовать критериям той техники, которой она является. Удар должен быть ударом — по своим скоростным и силовым качествам. Защита должна вас защищать. Захват должен быть таким, что если вы его не ослабите, негодяй, от неспособности вырваться, должен зачахнуть без возможности посмотреть свой любимый корейский сериал.
И дело тут не в пресловутых гопниках, а в том насколько сильнее и здоровее вы станете физически и спокойнее психологически.

Традиционное видео. Мастер Чжан Фэйпэн об «ушу». Равно «боевое искусство».
хочешь узнать больше?
запишись на бесплатную тренировку!
Запишись на свою первую бесплатную тренировку
вы спрашивали
УШУ это гимнастика?
УШУ это
единоборство?
Кто победит,
боец ММА
или Ушу?
ПОЧЕМУ
ТУНБЭЙ?
ПОЧЕМУ
ВЗРОСЛЫЕ?
ПОЧЕМУ
моя школа?