система
тунбэй

Главное, что должен помнить каждый ступающий на путь изучения китайского Ушу - если вы не занимаетесь стилем, которому уже примерно 5000 лет, то стиль — школота, а вы неудачник, ничего не понимающий в свинине в кисло-сладком соусе. Лучше, конечно, если стиль идёт от какого-нибудь божества, но сойдёт и просто древняя цапля. Перехватило дыхание? Побежали мурашки по коже? Отлично. Значит вы наш пацие.. простите, клиен... простите, ученик. Вернее их.

Уважать чужую культуру, не равно копировать её. Экзотика, красива в виде фонариков, но когда дело касается вашего здоровья, как физического, так и ментального, важно различать: вот это — культура, а вот это — то что окажет влияние на вашу жизнь.

Важно ли, обычному занимающемуся глубоко знать историю того, чему он обучается? Положа руку на сердце, скажу: пожалуй нет. Но вот понимать, где вам вешают на уши лапшу, пускай и китайскую наваристую, аппетитно выглядящую, в виде откровенного экзотического фольклора, пожалуй что стоит. А ещё задаться вопросом, что же это за сказочник такой, и не изобрёл ли он буквально на прошлой неделе стиль Баба ШиЯга. И не закончится ли для вас это костяной ногой и больницей к лесу задом.

У каждого стиля ушу есть история. Это факт. Большинство активно развивающихся в наше время стилей, имеют реально прослеживаемую историю лет в 300. А сформировались они в ту систему, которая изучается сейчас, лет 150 назад. Нет, конечно есть по настоящему древние стили, но их нужно ещё поискать. И то в Китае. И да, обязательно, у каждого стиля есть что-то такое, что имело упоминание лет 1000 назад. Упоминались как правило пара иероглиф в виде названия, что даёт полное право говорить, о многовековой истории. Но, что это было по факту — никто не знает. Китайская цивилизация хотя и изобрела порох, бумагу и палочки для еды, идею смартфонов в карманах (как собственно сами карманы), таки отвергла. С историей стиля Тунбэй, дела обстоят примерно также.

Кратко. (Внимание далее текст изобилует китайскими именами, названиями и терминами! Не усните!)

Основателем системы Тунбэй, по праву считается Мастер Ма Фэнту (год рождения 1888). Изучал, как это было принято, великое множество стилей, но, родился и постигал знания этих стилей он в очень важном для истории ушу месте, называемом исследователями «Золотым треугольником ушу» образованным провинциями Хэбэй, Шаньси и Шаньдун, с центром в г. Цанчжоу.
Есть точка зрения, что именно этот треугольник и породил в итоге основные т.н. «юнфабельные» (это от китайского термина 用法 yòngfǎ), т.е. в вольном литературном пересказе «применимые в реальном бою» стили ушу. Многие из которых чрезвычайно популярны и в наши дни.

Кроме везения родиться где надо, молодой Ма Фэнту оказался очень одарённым юношей не только в плане физического развития, но и незаурядно развит умственно. Мастер Ма, из мешка полученных знаний, сумел создать систему, по цельности и эффективности с которой мало что может сравниться в богатейшем мире китайских стилей.

Просыпайтесь. Сейчас будет важно. Это то, что мы изучаем и тренируем.

На основе 4-ёх стилей: Пигуа-цюань («Кулак рубящих ударов сверху и снизу», стержень системы Тунбэй) — учит вести бой на дальней дистанции, Бацзи-цюань («Кулак восьми пределов») — система ближнего боя, Фаньцзы-цюань («Кулак ударов, сыплющихся градом») — стиль ближнего и среднего боя, Чоцзяо («Протыкающие стопы») — разнообразная техника ударов ногами, — с использованием единых базовых принципов и способов генерирования силы для нанесения ударов, выполнения бросков и болевых приемов Мастер Ма Фэнту создал цельную, структурированную систему, объединившую технически и стилистически разные стили, что позволило вывести их на качественно новый уровень.

Логичный вопрос, что это за принципы и способы. В отличие от жестких японских или европейских единоборств, сила в Тунбэй использует принцип лука (не того, от которого плачут, а того с которым наши предки истребляли оленей и прочих белок). Я называю её — «упругой силой». В системе существует 6 пар таких сил. Именно пар. Это важно. Для её развития используют самые крупные (равно — самые сильные) мышцы тела. Мышцы спины, груди, живота, ног. Если забыть про «генерацию силы», то эти упражнения имеют просто потрясающий «фитнес» эффект. Кросс-фит обескураженно сидит в уголке и с завистью смотрит на всё это. Правильно работать со своим собственным телом, на практике оказывается вообще не проще чем грузовики двигать.

Конечно, вы вообще ничего не поняли. И это нормально. Внизу, я прикрепил небольшой ролик, где мастер Чжан Фэйпэн на скорую руку демонстрирует различия между общепринятым и стилистически привычным ушу и стилем Тунбэй. Видео на китайском. Но, даже если бы он говорил на келкириват, всё равно всё было бы понятно. Я так думаю! (с).

Получившаяся система получила название Ма-ши Тунбэй уи, что переводится как «воинское искусство Тунбэй семьи Ма». Собственно дальнейшее развитие системы Тунбэй во многом было определено жизнью потомков семьи Ма, а точнее 4-ёх его сыновей: Ма Инда, Ма Сяньда, Ма Линда и Ма Минда, завоёвывавших первые места на соревнованиях различного уровня, тренирующих учеников, делавших огромную просветительскую работу. Так, в последствии ставшим Патриархом Школы, Ма Сяньда стал чемпионом в дисциплинах «Свободные поединки без оружия» (полноконтактные бои) и «Поединки на мечах» на чемпионате Китая по ушу 1953 года — последнем чемпионате, где до введения современного единоборства саньда проводились рукопашные схватки в полный контакт. В дальнейшем Ма Сяньда занимал руководящие посты в системе спорта КНР, был профессором Сианьского института физкультуры, ставил боевые сцены в кинофильмах (самый знаменитый — «Монастырь Шаолинь»). В числе его учеников — звезда киноэкрана, 5-кратный чемпион Китая Джет Ли, 17-кратный чемпион Китая Чжао Чанцзюнь, четырехкратная чемпионка Китая Чу Фэнлянь (все изучали Тунбэй фаньцзы-цюань) и др. При жизни Ма Сяньда был легендой, одним из величайших мастеров КНР, одним из первых обладателей 9 дуаня – высшей государственной степени ушу в Китае.

За годы жизни, огромное количество мастеров вышли из под крыла семьи Ма, но одной из самых приближённых семей к династии Ма стала семья Чжан. Чжан Хунмоу был прямым учеником Ма Фэнту и его сыновей, Чжан Фэйпэн, выковывал своё мастерство под внимательным руководством братьев Ма. С годами тренировок, приобретаемого опыта и переосмысления полученных знаний, стиль Чжан Фэйпэна стал претерпевать изменения, становясь более динамичным, скоростным, добавляя в систему иные акценты. Так, со временем стало возможным говорить о новой системе, двигающейся за неумолимыми изменениями времени и новыми тенденциями в развитии боевых искусств.
Так появилась система Тунбэй усюэ.

И последнее, раз уж мы говорим о китайской системе единоборств, то я просто обязан перевести название этого, как вы уже поняли, лучшего стиля китайского ушу.

Усюэ (武学) — переводится просто «воинская наука».
Тунбэй (通备) — литературно, с долей философского осмысления можно перевести как «полное постижение и всесторонняя подготовленность».
Воинская наука полного постижения и всесторонней подготовленности.

Звучит сложновато. Как название секты. Не-то, что привычные по фильмам стили «орла», «змеи», «тигра».

Спросил человека:
— Ты чем занимешься?
— Стилем «Пьяного кулака».
И всё — нет вопросов.
А тут:
— Вонской наукой полного постижения и всесторонней подготовленности.
— ...
Вопросов много, а спрашивать, как-то страшно.

Вот так и живём.
хочешь узнать больше?
запишись на бесплатную тренировку!
Запишись на свою первую
бесплатную тренировку