Важный исторический факт.
Со стилем Тунбэй я познакомился, уже имея большой опыт тренировок, багаж знаний и здравого (как мне кажется) понимания, что мне нравится, что не нравится в других стилях. Хотя, правильно было сказать так: что мне близко и что хочет мои тело и душа. Хотя, менять что-то в своей практики я не собирался. Меня вполне устраивало каратэ.
Но, уж очень меня заинтересовала эта идея генерация силы, для тех кто не читал предыдущие серии, этой мини-энциклопедии, расскажу что это использование единых базовых принципов и способов генерирования силы для нанесения ударов, выполнения бросков и болевых приемов.
Любая система единоборств призвана научить бойца нанести как можно больше урона своему условному противнику. Принято считать — использовав для этой не самой гуманной цели, как можно силы в ударах, но по факту — используя все возможности, которые предоставляет нам наше не совершенное тело (или совершенное, но мы этого не понимаем...). Ничего в этом нового нет. И даже принципы этой самой генерации в разных системах весьма похожи. Тело-то одно. Что в какой-нибудь Японии, что в Англии. Есть нюансы, обусловленные определёнными особенностями системы, но это детали, на полёт стрижей никак не влияющие.
А вот с Тунбэй всё как-то сложно звучало. Захотел разобраться.
Идея, конечно, была отделаться лёгким испугом — снять как всегда передачу и отбыть в светлое каратистское будущее. Но, я зачем-то пошёл на тренировку.
И это был шок для моего тела.
Представляете, оно заработало. Тело это. Ну, то есть оно и раньше двигалось. С периодическими сбоями, правда. В частности после 30 появились серьёзные проблемы со спиной. Иногда так прихватывало, что двигаться было трудно. Да что там трудно. Вообще невозможно (Короче, подъубил я спину в каратэ. Это факт. Знаю чем и как).
Но, Тунбэй, это был какой-то абсолютно другой уровень работы с телом. И упражнения-то, не сказать что прям какие-то вычурные, а вот подиж ты.
Я, привычный к «бумажному» ушу (уж простите, такое у меня было представление, после каратэ, где главенствует принцип — с первого удара наповал), где о силе только говорят, но реально её не показывают (все вот эти демонстрации на безвольных учениках, которых «кручу-верчу, запутать хочу», совсем не впечатляли, а уж формы с безударным беганьем по площадке, вообще смех) был не готов к Тунбэй. Если кто-то будет мне доказывать, что я ничего не понимаю, и она есть, просто её не видно и каратэ ваше это фу, а ушу оно вот такое хитровыделанное не для таких недоучек. Отвечу, что хотя ушу и хитровыделанное, но сила в нём есть и называется это фацзинь, примерно можно перевести как «выброс силы». И вот этот выброс он или есть или есть пшик.
Когда я пытаюсь образно осмыслить то, что происходит с телом во время выполнений Тунбэевских упражнений, я представляю себе процесс ковки японского меча: многократное сплющивание заготовки, её сворачивание пополам, затем снова сплющивание и сворачивание в другом направлении и так сотни раз. В результате многократной проковки получается многослойная сталь, гибкая, но очень прочная. Ковка меча — многосложный и трудоёмкий ритуал. Он требует от кузнеца высокого мастерства, ведь от каждого этапа процесса зависит результат. Так же и с нашим телом. Многократное «вымешивание» как теста, мышц тела, в итоге делает его сильным и гибким. И это такой же трудоёмкий процесс.
Но в результате таких тренировок, я совершенно забыл о проблемах со спиной (это из того, что можно понять легко) А это уже не мало.
Да и сам процесс был для меня очень увлекателен. Совершенно новые ощущения, нагрузки, вызовы. Я не искал их, но желал. Потому что с годами, знаете приоритеты меняются. Начинаешь задумываться не только как каратэ-ги должно «хлопать» при ударах..
А уж про саму систему стилей входящих в
систему Тунбэй, это вообще сказка, что былью зовётся. Потрясающее разнообразие стилистики на любой вкус. В результате Тунбэй превратилось в весьма нескучное путешествие, где есть место всему.
Если у вас сложилось ощущение, что Тунбэй это работа — вы правы. Знаете, такая честная "физкультура". Именно — физическая культура. Помноженная на совершенно безумную пластику движений и красоту форм.
И многие к этому не готовы. Даже именитые спортсмены. Мне рассказывали, что не все, будучи даже Чемпионами Мира, моли воспринять и повторить технику Тунбэй. А ещё, чем лучше знаком человек со своим телом, в плане культуры движения, тем лучше он понимает что да, Тунбэй это сила.
А вообще, получается парадоксальный какой-то текст.
Я, по всем законам современной жизни должен убеждать, что Тунбэй это просто, как прогулка по парку Швейцария. Доступна всем и всегда. В любом возрасте, при любом уровне здоровья. А я чем занимаюсь? Отговариваю вас, так получается?
Любой здравомыслящий человек прочитав это обязательно должен подумать: Что мало проблем в жизни, чтобы ещё какой-то Тунбэй себе на шею сажать, да ещё может быть это вообще не получится, ведь если Чемпионы Мира не тянут, то что уж говорить о простых людях! Нет уж, пойдём формы учить в Тайцзицюань.
И будет прав. Ведь на то он и здравомыслящий человек.
Тунбэй это труд. Заниматься им ради «экзотики» не получится. Но, в достижении результатов, «экзотика» увы и не помогает.
И, как всегда — видео.
С Чжан Ханьлян, сестрой Мастера Чжан Фэйпэна, вы уже знакомы. Она большой мастер.
Но вот посмотрите, как она тренируется с братом. И как сильно отличается сила Тунбэй от привычного для большинства людей ушу. Очень наглядная запись. Видно как ей не просто и как меняется рисунок её техники.
Потому что Тунбэй это не про «казаться», а «быть».