Какие ассоциации появляются у вас, когда вы слышите слово «УШУ»?
Давайте я попробую угадать.
Люди в шёлковых «пижамах», делают медленные, непрерывные движения. Скорее всего среднего или старшего возраста.И это лидер рейтинга! А значит, в головах, всех добрых людей, ушу — это некая экзотическая, китайская гимнастика. Что-то там про медленное, про возраст. Что-то очень загадочное. Ах, да. И про шёлковые «пижамы».
И, отчасти добрые люди правы.
Самый популярный стиль китайского ушу — Тайцзицюань (сейчас общество занимающихся Тайцзицюань насчитывает около 300 миллионов практикующих по всему миру). Медленные, плавные движения, крайне щадящие нагрузки, да и философская концепция, очень созвучная современным тенденциям представления о счастливой жизни очень располагает к неторопливым, дружеским разговорам за чашечкой чая. Красота, да и только!
Но, может ли, пусть даже и самый популярный стиль, отвечать за всё многообразие мира ушу? В современном каталоге стилей которые существуют и сохраняются (вероятно), указано более 400 стилей. Исходя из этой цифры, вывод напрашивается сам собой - очень вряд ли.
А если нет, то как же так получилось, что Тайцзицюань стал визитной карточкой, даже больше того, символом китайского ушу?
Случилось это не сразу.
Существует много легенд о происхождении стиля, но все они сходятся в одной пространственно-временной точке: в первой половине XIX века Ян Фукуй по прозвищу «Лучань» в деревне Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань изучил у представителей семьи Чэнь боевое искусство, которое называется Тайцзицюань (и деревня, и семья Чэнь, и даже их Тайцзицюань вполне бодро себя чувствуют и сейчас). С помощью этого боевого искусства он стал настолько мощным бойцом, что получил прозвище «Ян Уди» — «Ян Не Имеющий Противников».
Таким образом, в XIX веке Тайцзицюань признавалось вполне себе единоборством (об ушу и его соответствии с единоборческой практикой, читать
тут). Неожиданно. Что же произошло далее?
Из Чэньцзягоу Ян Лучань вернулся к себе на родину, далее произошло что-то интригующее, и он, воспользовавшись помощью учеников, переехал жить и преподавать в Пекин. Как мы знаем, связи решают всё, а связи у его учеников были такие, что они решали не просто всё, а ВСЁ, то и Ян Лучань смог преподавать не в каком-то занюханном фитнесс-центре в подвале на окраине города, а при самом императорском дворе.
Историческая справка. Императорами Китая на протяжении веков были не этнические китайцы, а маньчжуры, захватившие Китай еще в XVII веке. Важный факт, сыгравший свою роль в начале XX века.Вращаться во дворце Ян стал не только среди охранников и стражников (которые, обычно, и были основными «потребителями» боевых искусств в те хмурые времена; китайцы, как вы понимаете совсем не рады были захватчикам, всячески угнетающих и унижающих коренное население), но и среди знати и чиновников высоких рангов. Они слышали, что занятия боевыми искусствами помогают укрепить здоровье и продлить жизнь — и именно этого и искали. А так как этим народным кровопийцам и угнетателям, даже потеть по статусу было не положено, то и преподавание ему пришлось подстраивать под их запросы.
И Ян сумел удовлетворить всех: своих трех сыновей обучал по полной программе — и они выросли его достойными преемниками; маньчжуров из лейб-гвардии обучал столько, сколько те могли воспринять — и от них впоследствии пошли новые направления Тайцзицюань; для основной же массы чиновничества и знати он упростил движения и создал оздоровительную версию Тайцзицюань получившую в широком распространении название «Тайцзицюань стиля Ян». Тадам!
Так и вижу рекламный плакат на главных воротах Запретного города: «
Упражнения Тайцзицюань просты в освоении и не требуют специальной подготовки. Вам не нужна особая физическая форма. Важно только желание».
После революции 1911 года и свержения монархии, на волне подъема национального самосознания китайцев, резко возрос и интерес к национальным боевым искусствам. В 1916 году в Пекине была основана Ассоциация по изучению физической культуры, одним из основных элементов программы которой стало именно Тайцзицюань. Так началось массовое распространение стиля, и шло оно примерно в таком же ключе: кто мог — осваивал боевое искусство в полном объеме, ну а кто не мог — занимался просто для здоровья. Как вы думаете, кого было больше — тех кто хотел пахать до седьмого пота, или ищущих быстрых (в рекламе так и написано, а она-то врать не будет!) результатов?
После прихода к власти в стране коммунистической партии и образования Китайской народной республики перед новым правительством встала задача взятия под идеологический контроль ситуации с боевыми искусствами в стране (практикующие эти пережитки прошлого были контингентом весьма ненадежным, склонным к громким гневным крикам и всяческим восстаниям). И чтобы с одной стороны, дать желающим возможность «спустить пар», с другой — чем-то занять многочисленных знакомых с Тайцзицюань людей, а в третьих — помочь людям улучшить здоровье (причем, что было немаловажно, с помощью «родных», «китайских», а не заимствованных извне методов), в 1950-х годах был разработан упрощенный комплекс Тайцзицюань из 24 движений. За основу были взяты те движения, которые преподавал мастер Ян Лучань будучи уже в преклонных годах, то есть в которых упор делался уже именно не на боевой, а на оздоровительный аспект. В котором, как мы помним, у него был огромный опыт.
Именно этот вариант (при полной поддержке и помощи в распространении со стороны китайского правительства), был внедрен в массы.
Именно этим теперь занимаются по утрам миллионы китайцев, именно это видят приезжающие в Китай иностранные туристы, именно это было опубликовано в переведенных на иностранные языки книгах и брошюрах, и именно эту оздоровительную гимнастику Тайцзицюань и путают с боевым искусством Тайцзицюань (но если надо, вам расскажут что это оно и есть — самое-пресамое боевое! И даже покажут). На этом огромном фоне занимающихся для здоровья, а также уже не одном поколении тренеров, выросших на чисто оздоровительной версии и ничего другого знать не знающих (да и не особенно желающих), просто-напросто теряются те, кто занимается Тайцзицюань именно как боевым искусством. Да и, честно говорят, разобраться где что уже очень трудно.
Именно это вы и представляете себе, когда слышите слово «УШУ». И не ваша в этом вина. Ну, вы уже поняли.
Справедливости ради, термином «гимнастика ушу», ещё с 90-х годов в России иногда называют возникший в Китае (опять в тех же 50-х годах) новый вид спорта на основе ушу. Да не обидятся на меня последователи этого вида спорта - это разновидность художественной гимнастики, которую официально назвали «
соревнованиями по исполнению комплексов ушу». Эту «гимнастику ушу» стали преподавать в школах и официально пропагандировать по всей стране и за рубежом. Вид спорта этот чрезвычайно сложен, использует сложнейшую акробатику и, как и любой вид спорта высших достижений никак не предназначен для массового населения и почтенных 34-летних старцев.
Итог.Если мы говорим о неком явлении «ушу — прям очень для здоровья» — этому есть место. Китайский аналог «активного долголетия». Когда относительно активного ещё хочется, а на реально активное сил уже нет. Или желания.
И если вам хочется как в рекламе с главного входа императорского дворца — то вот вам путь.
Но, умоляю, не говорите, что всё ушу оно вот такое. Гимнастика.
Кстати, в самом Китае зачастую говорят — вот ушу, а вот Тайцзицюань. И даже во всяких цветастых названиях прям так и пишут: лучшая в Китае организация ушу и Тайцзицюань.
Ну, а чтобы вам не стало совсем тоскливо от развенчивания главного мифа XXI века, ниже традиционное видео. На этот раз красивого ушу. Почти гимнастики.
На видео звездочка ушу в Китае — Чжан Ханьлян.
Дочь Мастера Чжан Хунмоу и сестра Чжан Фэйпэна. Наследница традиций Тунбэй усюэ.
И мой друг.
Да. Мы можем всё. Если надо и гимнастику тоже.